Главная   Добавить в избранное Особенности трансформации российской культуры | контрольная работа


Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады - скачать бесплатно Бесплатные Рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п - скачать бесплатно.
 Поиск: 


Категории работ:
Рефераты
Дипломные работы
Курсовые работы
Контрольные работы
Доклады
Практические работы
Шпаргалки
Аттестационные работы
Отчеты по практике
Научные работы
Авторефераты
Учебные пособия
Статьи
Книги
Тесты
Лекции
Творческие работы
Презентации
Биографии
Монографии
Методички
Курсы лекций
Лабораторные работы
Задачи
Бизнес Планы
Диссертации
Разработки уроков
Конспекты уроков
Магистерские работы
Конспекты произведений
Анализы учебных пособий
Краткие изложения
Материалы конференций
Сочинения
Эссе
Анализы книг
Топики
Тезисы
Истории болезней


 





Особенности трансформации российской культуры - контрольная работа


Категория: Контрольные работы
Рубрика: Социология и обществознание
Размер файла: 61 Kb
Количество загрузок:
30
Количество просмотров:
1410
Описание работы: контрольная работа на тему Особенности трансформации российской культуры
Подробнее о работе: Читать или Скачать
Смотреть
Скачать



Федеральное агентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Контрольная работа по предмету: «Социология культуры».

Тема: «Особенности трансформации российской культуры»

Екатеринбург 2008.

План

1. Этнические истоки культурного разнообразия.

2. Православие в структуре духовной жизни.

3. Противоречия русской культуры.

4. Поликонфессиональность российской империи.

5. Противоречия модернизации.

6. Государство в социокультурной структуре России.

7. Русская интеллигенция.

8. Социокультурное размежевание и революция.

9. Социоультурное формирование советского общества.

10. Советская система как цивилизация.

11. Социокультурные проблемы модернизации России.

12. Социокультурные перспективы.

Этнические истоки культурного разнообразия

По этническому генотипу русская культура принадлежит к об-щеславянскому типу, что на протяжении всей истории создавало предпосылки общности славянских культур и порождало силь-ную тягу к панславизму. Однако в этническом плане русской куль-туре присуща, с одной стороны, значительная степень сходства в языковом и этническом планах, а с другой -- заметная степень внутренней разделенности на субэтносы (население Поморья, русского Севера, Поволжья, Сибири, Приморья, казаки и т.д.).

Эта разделенность формировалась как адаптацией населения к местным природным и культурным ареалам, так и историчес-ким опытом. Жизнь в районах русского Севера с его лесами, тор-говыми городами, традиционными промыслами, монастырями весьма отлична от степных районов с огромными пространства-ми пахотных земель, интенсивным животноводством и длинны-ми торговыми трактами. Другим фактором разнообразия было взаимодействие с народами Евразии в тех ареалах, где обосновы-валось русское население и где происходило смешение и взаим-ная культурная адаптация. Это и определило одну из важнейших характеристик этнокультурного облика России - значительный диапазон вариативности диалектов, фольклора, обрядов, форм бытовой культуры и верований.

Еще более значимым источником этнического разнообразия было взаимодействие различных этнических групп: славянских, финно-угорских и тюркских. На обширных пространствах Евра-зии на протяжении многих веков происходило смешение разных народов, и с середины XVI в. (время Ивана Грозного) Русь ста-новится многоэтничным государством. К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 150 больших и малых этносов, между кото-рыми налаживались все более интенсивные отношения, что при-водило к растущей дисперсности этнического расселения.

Формирование российского общества в политическом и куль-турном планах проходило на протяжении веков через преодоле-ние этнической рыхлости и разобщенности, но в условиях ин-тенсивного воздействия извне, как со стороны Запада, так и Вос-тока. Это воздействие носило не только собственно культурный характер, но принимало нередко экстремальные формы, подвер-гая русский народ угрозе вытеснения и рассеяния. Как мы знаем, общим механизмом консолидации и защиты общества являются государство и религия, которые и в России приобрели столь боль-шое значение.

Православие в структуре духовной жизни

Важнейшая социологическая характеристика того религиоз-ного порядка, который утвердился в России с принятием и рас-пространением православия, относится не к содержанию рели-гиозного учения, а к месту религиозного института, т. е. церкви, в общей социокультурной системе. На западе результатом разви-тия цивилизации, который не был «запланирован» в первона-чальном христианстве, стало отделение единой церкви от множе-ства центров государственной власти. Это означало, что полити-ческий и общекультурный порядок были отделены друг от друга, хотя в перипетиях взаимной борьбы этот принцип мог нарушать-ся обеими сторонами. Напротив, восточное христианство сложи-лось как система независимых друг от друга (автокефальных) патриаршеств, которые находились между собой в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами «своих» верующих. Такое рассогласование резко снижало способность церковных властей противостоять власти политической. Автокефальный статус различных церквей восточного христианства означал не только независимость друг от друга, но и их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры. В сущности, такова была уже византийская традиция, в соответствии с которой церковь утверждала божественную санкцию монаршей власти. С утверждением самостоятельности московского патриаршества в XV и. церковь на Руси становится существенным орудием централизации, утверждения государственного единства и борьбы против «неверных», т. е. государств, защищающих иные конфессии.

Московские государи проявили большое «своеволие» в орга-низационных церковных делах, назначая на высшие церковные должности или прогоняя неугодных иерархов. Однако чем силь-нее была организационная зависимость, тем крепче религиозное сознание держалось за независимость «священного предания». Поэтому пересмотр богослужебных книг в середине XVII в., при-нятый по инициативе патриарха Никона, был воспринят значи-тельной частью народа как отступление от канона и привел к длительному расколу с его постоянной тенденцией перехода в народные бунты, непризнание официальных властей и т.д.

Национально-государственная привязанность православия утвердилась и в других восточных церквах. Важнейшим культур-ным результатом такого положения явилась культурная замкнутость, локальная изолированность этих церквей и застойность их вероучения. Тот богословский итог, который был достигнут в Византии и зафиксирован в постановлении семи Вселенских со-боров, был воспринят восточным православием как окончатель-ная «истина», и уже не было такого авторитета, который мог бы реализовать ее изменение. Сопротивление «еретическому» ина-комыслию, неприятие любого изменения «стародавних» обрядов сковало силы православия и превратило его в покорного слугу авторитарного государства.

Застойный характер религиозной жизни привел к тому, что уже с середины XVII в., т. е. до Петровских реформ, присущее русскому обществу противоречие между принципами стабильности и развития приняло характер противостояния самобытности «свя-той Руси» и западничества («латинствующие»). Православие со-противлялось европейским влияниям в духовной жизни, пред-ставляя их как «отступление от чистой веры Христовой». Церков-ные порядки, установленные Петром I и его преемниками (вве-дение Синода, секуляризация церковных земель и другие меры), усилили организационную зависимость церкви от государства. Однако содержание вероисповедания, «святыня веры», осталось незатронутым, превращаясь все более в косное, архаичное нача-ло. Православию были чужды сколько-нибудь серьезные попыт-ки реформации. Незыблемость церковной жизни, устарелость ее языка и обрядов, застой ортодоксии усиливали изоляцию церкви от образованной части общества. Прочная связь церкви и пре-стола приводила к тому, что растущая оппозиция против власти переносилась и на церковь. Официальная церковь не могла стать накопителем народного протеста против социальной несправедливости. Она не породила мучеников борьбы с самодержавием и крепостным правом, постоянно призывая к смирению перед влас-тями и заглушая народное негодование. Вместе с тем духовная косность православия лишь способствовала усилению секуляризма и неверия среди образованных слоев общества. Развитие куль-туры проходило мимо религиозной жизни и вело не к реформа-ции, а к секуляризации, выражавшейся в форме равнодушия, прямого неверия и принципиального атеизма.

Застойный характер православия не устранял сам по себе сдви-гов в культурной жизни, которая отнюдь не сводилась к религи-озно регулируемому «благочинию». Одним из источников этого разнообразия была народная, во многом еще языческая, почвен-ническая и «мужицкая» культура, представленная фольклорной, об-рядовой, праздничной, смеховой традициями. Вторым источником было влияние извне, со стороны многих культур Запада и Востока, интенсивное общение с которыми Россия поддерживала на протя-жении многих веков. Третьим источником разнообразия стало го-сударство как одна из важнейших сил, которая не только объеди-няла население, распространенное на огромных пространствах Евр-азии, но и так или иначе способствовало развитию и дифферен-циации как хозяйственной, так и культурной деятельности.

Противоречия русской культуры

Хорошо известно то, что исходная историческая и социоло-гическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя кон-тинентами и цивилизационными типами -- Европой и Азией, За-падом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX в. и продолжающиеся до сих пор, породили разные ответы. Мыслители западнической ориента-ции предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию при-общения к Западу и преодоления «восточной отсталости», мыс-лители славянофильского типа, напротив, отстаивали самобыт-ность России, принципиальное отличие от Запада, как, впрочем, и от Востока, видя в ней общинно-православное начало. Позднее выявилась и евразийская линия в понимании русской культуры, в которой утверждалось ее пространственное, историческое и духовное слияние с азиатским ареалом.

Однако эти идейные споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов или к сочетанию и синтезу того и другого. Такие попытки неизменно оказывались неудачными. Часто встречающиеся в научных работах формулировки о пара-доксальности русской культуры свидетельствуют, что ее понима-ние требует преодоления однозначных, линейных схем и обра-щения к многомерной концепции. Такой подход возможен именно на основе применения цивилизационного анализа, так как рус-ская культура несводима к этическому или национальному суб-страту, хотя, несомненно, несет в себе характеристики обоих этих уровней.

Бердяев о противоречиях русской культуры. Именно это про-межуточное положение между Западом и Востоком, взаимодей-ствие с обоими этими началами и противодействие им привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и культурами Востока, русская культура вместе с тем от-личается от них. По выражению Н. Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории и это со-единение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вари-ант, а в арену «столкновения и противоборства восточных и за-падных элементов». Эта хорошо знакомая исходная антиномия развертывалась в «поляризованности русской души», в культур-ном расколе между правящим классом и народными массами, в переменах внутренней политики от попыток реформ к консерва-тизму, а во внешней политике от тесного союза со странами За-пада до противостояния им всем.

Конкретизируя исходное противоречие русской истории, Н. Бердяев выделяет в ней пять периодов, которые вместе с тем образуют разные сущности, «пять разных Россий»: киевская, татар-ского периода, московская, петровская, императорская. Особым образованием становится и советская Россия. Эти России, сме-няя друг друга, вместе с тем накладывались друг на друга, не образуя органического единства и преемственности. Напротив, общество проходило через радикальные, во многих отношениях катастрофические, изменения социокультурной ориентации.

Хотя приводимое Бердяевым перечисление номинально связано с меняющимися центрами и типами государственности, конечно не в этом был его критерий, определяющий характер общества. С типом государственности был тесно связан общий характер культуры, тенденции, определяющие ее динамику в каж-дом периоде.

Каждый переход от одного периода к другому сопровождался не только далеко идущей перестройкой предшествующих поли-тических и социальных структур, но и их ломкой, энергичными мерами по отрицанию и разрушению отвергаемого прошлого. Та-ков был вынужденный результат татаро-монгольского господства, политики Ивана Грозного и потрясений Смутного времени. Тако-вы были следствия целеустремленной политики Петра I и его пре-емников. В дворянско-бюрократической империи были отменены или ограничены прежние феодальные привилегии и порядки, со-здана новая социальная иерархия на основе табели о рангах и вы-слуги на государственной службе. Европеизация осуществлялась через крайнее социальное и культурное расслоение «по вертика-ли»: европеизированные и просвещенные верхи и закрепощенные, бесправные и темные низы. В свою очередь, дворянская культура решительно отвергалась разночинной интеллигенцией, а нарас-тающая буржуазия беспощадно рубила «вишневые сады» и обрека-ла на разорение «дворянские гнезда». Нарастание социальных про-тиворечий и движений социального протеста зачастую отражалось в отрицании господствующей культуры и культурном нигилизме.

Но дело не только в диахронических разрывах русской исто-рии. Слабость интегрирующего духовного начала приводила к постоянной внутренней раздробленности этого общества. Бердя-ев имеет в виду не только хорошо знакомые нам по социально-политическому анализу противоречия между трудящимися и иму-щими слоями, народом и интеллигенцией, обществом и государ-ством. Этим противоречиям он придает несомненное значение как ситуативных причин, во многом обусловивших протекание революции 1917 г. Однако глубокие разлады были присущи са-мой русской культуре на разных этапах ее истории.

В этой культуре можно найти немало антиномий, свойствен-ных всякой культуре и создающих разнообразие национально-духовной жизни: индивидуализм - коллективизм, смирение - бунт, природная стихийность - монашеский аскетизм, мягкость - жестокость, самоотверженность - эгоизм, элитарное - народное, высокое - обыденное и т.д.

Но наряду с этими антиномиями постоянно присутствуют устойчивые черты принципиального разрыва:

- между природно - языческим началом и высокой религиоз-ностью;

- между культом материализма и приверженностью к возвы-шенным духовным идеалам:

- между всеохватной государственностью и анархической воль-ницей;

-между национальным самомнением, смыкавшимся с вели-кодержавностью, и мессианским универсализмом;

-между поисками социальной свободы и подчинением дес-потическому государству;

- между «русификацией» православия как оплота христиан-ской России и стремлением к превращению православия во все-ленскую религию;

- между поисками социальной свободы и подчинением госу-дарственному деспотизму и сословной иерархии;

- между принятием косного земного бытия, «крепкого быта и тяжелой плоти», стяжательством и безграничной свободой, иска-нием Божьей правды;

- между «западничеством» как увлечением образцами про-гресса, свободы личности, рациональной организации жизни и «восточничеством» как интересом к упорядоченной и стабиль-ной, но сложной и разнообразной жизни, отличной от русской действительности, или же как к региону высокой духовности и мистических озарений.

Сложилось ли в русской культуре ценностно-смысловое ядро? Отмеченные противоречия русской культуры постоянно прояв-ляют себя в различных сферах, отражаясь в художественном пла-не в поисках высокого ценностно-смыслового содержания в жиз-ни, что и придало ей несомненное мировое значение. Это отно-сится прежде всего к русской художественной литературе. Сама постановка «неразрешимых» проблем и выяснение их высшего гуманистического смысла придавали литературе общечеловечес-кую значимость. В своих классических достижениях русская ли-тература выступала как носительница современного просвеще-ния, разума и гуманизма, как средство выяснения соотношения личности и общества, личности и государства, социального уст-роения жизни, отношений между представителями разных соци-альных слоев и культур. Социальный критицизм делал ее вырази-тельницей подлинно народных интересов, все больше расходив-шихся (начиная с Чаадаева, Грибоедова и Пушкина) с самодер-жавием и связанной с ним официальной культурой. Отмеченная Достоевским «всемирная отзывчивость» придавало этой культуре широкое общесоциальное значение, делила ее духовной заступницей всех людей без социальных, национальных или религиозных различий.

Несмотря на то что в этой культуре несомненно существовали тенденции к складыванию некоторого «ядра» и формирования «медиативных», т. е. посреднических ориентаций и структур, ко-торые примиряли бы крайности, эти тенденции не получили пол-ноценного развития, что обрекало духовную жизнь общества на ожесточенное противостояние различных течений, приводило к резким срывам и переходам от одного состояния к прямо проти-воположному.

Это были противоречия собственно «русской идеи», выражав-шие внутреннюю несистемность и разорванность как русской культуры, так и всего общества. Важным фактором, способство-вавшим такой разорванности, было распространение этой куль-туры вширь, на огромных пространствах Евразии, от Санкт-Пе-тербурга до Калифорнии. Как считали многие мыслители, роль пространства, распространение «по горизонтали» приводили к ослаблению системообразующих начал русской культуры и несформированности ее «вертикали», т. е. устойчивой иерархии цен-ностей и ориентации. К тому же на этом пространстве русская культура находилась в тесном взаимодействии в рамках единого государства с другими культурами и цивилизациями.

Поликонфессиональность российской империи

Православие было распространено в ограниченном регионе. Западное христианство -- католицизм -- твердо удерживалось в западных частях империи, в том числе среди «латинизирован-ных» украинцев, и никакое идеологическое поношение со сторо-ны славянофилов не могло уменьшить его влияния. Другая миро-вая религия -- ислам -- создавала отчетливую общность народов Центральной Азии, части Кавказа и некоторых внутренних об-ластей России (Татария). Бухара и Самарканд были влиятельны-ми центрами для исламских регионов империи, а также и для зарубежных мусульман. В Южной Сибири в пределах Россий-ской империи был распространен буддизм, составляющий значи-тельный религиозный регион, граничащий с Монголией и Кита-ем, а косвенно связанный с Тибетом как духовным центром.

Каждый религиозный регион имел специфическую структуру духовной жизни, влиявшую не только на организацию культа, но и на все сферы жизни и деятельности населения. Религии опре-делили пределы соответствующих цивилизаций, отнюдь не со-впадающие с имперскими границами. Неправославные части им-перии, хотя и в разной степени, обнаруживали несомненное тяготение к своим «метрополиям» за российскими рубежами.

Противоречия модернизации

Но было еще одно крупномасштабное противоречие, которое с нарастающей силой проявилось в последние два века существования Российской империи: между государственным единством этого огромного разнородного конгломерата и потребностью общества в развитии, которое не могло осуществиться без активизации деятельности всех сословий и групп и без преобразования присущих им ценностей и ориентаций. Потребности промыш-ленного и научного прогресса интенсивно требовали трансфор-мации российского общества и освоения достижений Запада, который уже в сильной степени переманил на свою сторону гос-подствующий класс, хотя и ценой сильного отрыва от народной культуры. Против такого отрыва Россия пыталась выставить свою самобытность, которая, как мы видели, была глубоко подорвана вековыми противоречиями. И уже оказалось невозможным про-должить это противостояние через мобилизацию православия - наподобие того, как десятилетия спустя в ответ на экспансию Запада проводили «ревайвал» своего религиозного достояния ис-ламские фундаменталисты или индусские коммуналисты. Про-исходивший почти повсеместно в XX в. разрыв, обусловленный модернизацией, принял особенно катастрофические формы в России в силу отмеченной выше разорванности цивилизации.

Конечно, культура всякого развитого общества имеет поли-морфный характер, она богата и разнообразна, выполняет одно-временно или по временным циклам существенно различные функции. Для «топора и иконы» русской культуры могут быть приведены аналоги из других культур: священная и смеховая куль-тура, монах и рыцарь, рыцарь и буржуа, дворец и церковь (и костер), хризантема и меч и т.д. Тем не менее рассмотрение вся-кой «нормальной», т. е. зрелой и устойчивой цивилизации убеж-дает нас в том, что при всей дифференцированности и внутрен-ней противоречивости их духовным системам был присущ либо некоторый духовный стержень и нормативный принцип - как в исламе, либо устойчивое структурное распределение ценностей по сферам бытия (и разным религиям) - как в Китае, или по иерархии социокультурных компонентов - каст - как в Индии. Цивилизация утверждает некоторую соразмерность, формирует нормативную сердцевину, а тем самым выполняет и влиятельную интегрирующую функцию, соединяя воедино различные этнические, социальные и политические единицы.

В Западной Европе, кик мы видели, в средние века такой еди-ный универсализирующий порядок обеспечивала католическая церковь. Переход к Новому времени сопровождался острыми про-тиворечиями, конфликтами и длительной враждой между разны-ми социальными сторонами, имевшими принципиально различ-ные духовные установки. Лишь постепенное утверждение буржу-азного строя с устойчивыми рыночными и правовыми механиз-мами регуляции отношений ослабило степень конфликта, хотя так и не устранило соперничества между нациями.

Не то было в России. Смешение, переплетение и наложение не только противоречивых, но и взаимоисключающих ориента-ции пронизывало всю культурную жизнь России, раздирая ее не только по сословиям и классам, но и субкультурам и по крайним ориентациям -- между нигилизмом и апокалипсисом, «двумя куль-турами», «белыми» и «красными» и т.д.

Государство в социокультурной структуре России

При исторически сложившемся положении именно самодер-жавие выступало как носитель наиболее универсального принци-па, объединяющего столь разноликий конгломерат социальных и культурных структур, к тому же большей частью ограниченный в своих смысловых ориентациях. Только оно могло выходить за локальные пределы, соединяя в себе Запад и Восток, Север и Юг на огромном пространстве от Варшавы до Калифорнии и затем Чукотки и Кушки, обеспечивая несомненное единство этого про-странства и населения в политическом, административном, а в определенном смысле и в хозяйственном планах. Империя была более универсальной, чем официальная религия и культура ее титульного народа.

Именно степенью универсальности Российская империя от-личалась от других подобных ей имперских образований того вре-мени, что делало ее в самом деле продолжением и подобием пер-вого и второго Римов, придавало ей такой огромный масштаб и длительную устойчивость, несмотря на то, что XIX в. все более обнаруживал ее хозяйственную и военную слабость. Государство показало себя достойным воплощением этой угодной ему, но роковой идеи «третьего Рима». Воспользовавшись потенциями православия, оно превзошло его территориальные и духовные рамки. Более того, оно превзошло то пространство, на которое могла претендовать «русская идея», конечно, в ее самобытно- русском виде, а не мессиански вселенском размахе. Уже в XVIII в. русская общественная мысль в основном преодолевает присущее православию прямое и упрощенное противостояние «неверным», «нехристям», «басурманам». Хотя замирение степных кочевников и кавказских горцев, передел территорий с восточными импе-риями завершились лишь к концу XIX в., около трех веков шла работа по постепенной нормализации административного управ-ления империей. Длительный опыт продвижения на Восток и на Запад научил русское правительство, начиная с Ивана Грозного, не опираться лишь на силу, а достигать компромисса с местными политическими структурами. Авторитарное правление допускало гибкий режим политической регуляции и ограниченную культур-ную и религиозную автономию включенных территорий. Триеди-ная идеологическая формула «православие, самодержавие, народ-ность» не только сковывала правоверие и не только привязывала патриотизм к самодержавию. Она нередко оказывалась обреме-нительной для имперского правительства, сталкивавшегося с многотрудной задачей стабилизации государства, населенного многочисленными иноверцами. Реальная политика была направ-лена нередко на преодоление антагонизма между православием и другими конфессиями, и продвижение православия в другие райо-ны империи было достаточно скромным, затрагивая в основном лишь пришлое русское население.

Имперское правительство довольно рано стало руководство-ваться принципами конфессиональной терпимости для налажива-ния эффективной системы управления. В западных землях со-храняют свою самостоятельность протестантские и католические церкви, а на Востоке -- мусульманские и буддийские. При Петре 1 православие было поставлено под контроль правительственного Святейшего Синода, а при Екатерине II эдикт «О терпимости всех вероисповеданий» (1773) отделил «иноверные исповедания» от вмешательства православия и перепоручил все религиозные дела светским властям. Российские генерал-губернаторы не отя-гощали себя распространением православия и нередко старались поддерживать в своих владениях сносные отношения с местной политической и духовной элитой.

Включение в Российскую империю все новых и новых терри-торий не сопровождалось установкой на ассимиляцию, измене-ние жизни, религии и языка подчиненных народов, Напротив, предметом показной идейной гордыни было «многообразие пле-мен, вер и языков». Бывшие соперники и противники постепен-но замиряются, их населению предоставляется значительная культурная и религиозная автономия, а элита привлекается на государственную службу.

Распространение русской культуры с одной стороны, несомненно было средством приобщения образованных инонацио-нальных слоев к достижениям передовой культуры Запада, ожив-ления духовной жизни, внедрения новых представлений о роли личности, характере социальных отношений и путях преобразо-вания общества. С другой стороны, это было чревато русифика-цией и отрывом просвещенной верхушки от своего народа, по-груженного в прежние формы труда и быта.

Реальная практика государственной власти далеко расходи-лась с ожиданиями различных слоев и отражала интересы дворянско-бюрократического сословия. Утверждаемые самодержав-ной монархией принципы правления, регуляции социальных от-ношений, контроля за деятельностью государственных и общест-венных структур и организаций были привязаны к корыстным и партикулярным запросам класса, имевшего монопольную собст-венность на землю (дворянство) и административные должности (бюрократия). Власть изымала из подданных и подчиненных слоев налоги - в денежной форме, трудовых и воинских повинностях.

Глухой и дикий протест народа подавлялся силой и загонялся вглубь. Однако уже к концу XVIII в. общественное сознание вы-разило это расхождение между интересами государства и общест-ва критикой социальных порядков (Радищев, Новиков), а в нача-ле XIX в. были выдвинуты оппозиционные проекты социального переустройства (декабристы). Ведущей темой русской культуры становится критика власти и социальных порядков. Со своей сто-роны, государство выступило с жестокими репрессиями по отно-шению не только к политическим контрдвижениям, но и к про-явлениям всякой оппозиционной мысли как в светской культуре, так и в религии.

Авторитарный политический строй царской России не допус-кал оформления отдельного, автономного от него или хотя бы дополняющего нормативного порядка. Жесткая подчиненность православной церкви правящему режиму дополнялась и жесто-ким контролем над светской культурой.

Поэтому характерной чертой духовной жизни России в XIX в. стало усиление оппозиционных течений. Создание тайных поли-тических обществ сопровождалось ростом духовного инакомыс-лия, принимавшего форму подполья как скрытого распростране-ния запретных мыслей, иносказании как метафорического изло-жении таких мыслей или же эмиграции и открытого обращении к обществу с «вольным» словом.

Именно литература (и особенно литературная критика) взяла на себя функции осмыслении жизни, нравственной или эстетической оценки, духовной критики и исканий. Литература в большой степени выполняла роли, которые обычно выполняет рели-гия: мировоззренческую, критическую, воспитательную и пропа-гандистскую. Повышенная социальная значимость придавала лите-ратуре черты идеологичности и философичности.

Русская интеллигенция и культура

Именно духовная структура российского общества во многом определила характер деятельности русской интеллигенции. В тех длительных и многочисленных спорах о роли и судьбах русской интеллигенции, которые велись на протяжении десятилетий, мы найдем начальную общую социологическую схему, если выделим узкое и широкое понимание этого термина.

Из многих разнообразных определений русской интеллиген-ции в узком смысле мы выбираем, как наиболее точное, то, кото-рое дал в 1926 г. известный русский мыслитель Г.П.Федотов: «Го-воря простым русским языком, русская интеллигенция «идейна» и «беспочвенна». Это ее исчерпывающее определение». Идей-ность раскрывается как приверженность идеалу, практически за-меняющему религию, но возникшему не как «божественное от-кровение», а построенному в теоретическом мировоззрении. Идей-ность основана на этически окрашенном рационализме, изгоня-ющем иррациональные или мистические начала, и поэтому по большей части противопоставлена религии. Беспочвенность пред-стает как отрыв от национальной культуры, государства, религии и даже быта, от всех органически выросших социальных и духов-ных образований. Амплитуда идейных поисков и утверждений, присущих интеллигенции, может быть весьма широка: от всесто-ронне развитого мировоззрения, включающего обоснование спра-ведливого порядка, до нигилизма и безверия.

Очевидно, что такое определение интеллигенции не охваты-вает всех лиц умственного труда или тех мыслителей и деятелей культуры, которые так или иначе примыкали к существующим структурам или были «укоренены» в социальной жизни и народ-ном быте.

Однако в широком смысле мы определим интеллигентно как го духовное сословие русского общества, в которое входят люди, занятые умственной, духовной деятельностью, как в светской, так и в религиозной сфере, как работающие на ниве просвеще-ния, здравоохранения (огромная масса учителей и врачей), в су-дебных органах (адвокаты), технических профессий (связисты, агрономы, инженеры и т.д.). Хотя большая часть этой интелли-генции состояла на государственной службе (в том числе учите-ля), но ее деятельность так или иначе отвечала интересам всего общества, содействовала просвещению народа, подъему уровня образования, развитию новых видов производства. Это положе-ние способствовало принятию ее принципов умеренности, по-степенности и компромисса, т. е. либерального направления в общественной жизни. Таким образом, интеллигенция в широком смысле, ориентированная на просветительские, либеральные и прогрессистские ценности, играла важную конструктивную роль в преобразовании русской культуры. Ее деятельность способст-вовала постепенному сглаживанию социально-культурных и на-циональных антагонизмов, утверждению идеалов справедливос-ти, прогресса и терпимости, принятию и адаптации достижений западной цивилизации к национально-историческим условиям, расширению народного просвещения и правового порядка в стра-не, межнациональному взаимопониманию и т.д. Во второй поло-вине XIX и начале XX в. эта интеллигенция стала движущей си-лой в процессах модернизации и индустриализации страны на основе использования ее эндогенного потенциала - через собст-венное развитие техники и науки.

Однако возможности этой части интеллигенции были огра-ничены теми социальными и культурными противоречиями, ко-торые накапливались в России и раскалывали общество на верхи и низы, имущих и неимущих. Посредническая прослойка рус-ской культуры, воплощавшая ее либерально-прогрессистскую ориентацию, оказалась слишком слабой, чтобы создать общест-венную систему взаимодействия и взаимопонимания. Радикаль-ная критика клеймила эту часть интеллигенции как «соглашате-лей», «приспособленцев» и «героев оговорочки», резко осуждала позицию умеренности и постепенности в пользу радикальных преобразований.

Оппозиционность радикальной интеллигенции по отношению к самодержавию резко усиливали ее социальный критицизм, пре-небрежение к самоценным, автономным формам духовности и отрицательное (или атеистическое) отношение к религии, то и другое казалось ей ложными и излишними формами деятельности, не приносящими пользы «народному делу». Усиление такого критицизма и прагматизма, отказ от устойчивых нравственных ориентаций способствовали допущению, а затем и утверждению желательности насилия и террора как наиболее эффективного средства радикального переустройства общества. В поисках той социальной опоры, которая поддержит политику социальных пре-образований, радикальная интеллигенция обращалась первона-чально к крестьянству (народничество), затем к люмпен-проле-тариату, накапливавшемуся в России в процессах модернизации, и наконец - к зарождающемуся рабочему классу.

Именно марксизм стал для лево - радикальной интеллигенции тем идейным учением, которое сложилось во всеобъемлющее мировоззрение, обосновывающее программу радикального пере-устройства общества.

Социокультурное размежевание и революция

На рубеже веков в России происходит нарастание тех проти-воречий, которые накапливались на протяжении всей ее исто-рии. Подобно тому как в социальном плане усиливалось соци-альное расслоение, в культуре оформляется идейное размежева-ние, подрывается прежняя классическая парадигма культуры как носительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народнос-ти. В общественной мысли формируется проблема противостоя-ния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, За-пада и Востока, государства и свободы, элиты и массы, консерва-тизма и прогрессизма. Падает престиж классической парадигмы как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и ра-дикалов, «западников» и «восточников». Эти тенденции протека-ют на фоне растущей плюрализации духовной жизни, сопровож-давшей развитие капитализма и ослабление авторитарного кон-троля со стороны самодержавия. Сама по себе такая плюрализа-ция содействовала обогащению духовной жизни, что привело к тому, что получило название «русский культурный ренессанс». Однако органической слабостью этого ренессанса стала утрата той социальной значимости, к которой тяготела радикальная часть российского общества, отход от проблем социальной справедли-вости и правды, ослабление элементов этического. Для предста-вителей «русского культурного ренессанса» были характерна сла-бость общественной активности, переход на позиции элитарности и любования искусством. Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики и социологии, от массовой психологии, уход в сферу «чистого искусства» обрек-ли духовную жизнь на поляризацию противостоящих и враждеб-ных сил. Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений в истории русской культуры предопреде-лил глубокий и непримиримый раскол, которому не могла про-тивостоять какая-либо устойчивая, умеренная или компромисс-ная концепция. В этих условиях марксизм выступил как естест-венное и логическое завершение той лево-радикальной тенден-ции в истории русской общественной мысли, которая постоянно воплощала в себе критическое неприятие существующего строя, поиск социальной справедливости и решения социальных про-блем. Но это решение обреталось отнюдь не в культуре, а в поли-тической революции, которая должна вырвать власть у самодер-жавия и передать ее в руки «трудящихся», а вернее, их «передово-го отряда» - коммунистической партии. Допускаемая культура должна стать «частью партийного дела», подчиненного партий-ному руководству.

Итак, Россия представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, примыкаю-щих к русско-православному региону как номинально основно-му. Но основа русского региона предстает глубоко противоречи-вой, разрываемой на противоположные начала сразу в несколь-ких направлениях. Все это было присуще российскому обществу еще в прологе к великим переменам. И они застали его в состоя-нии напряженного внутреннего разлада. Социальные катаклиз-мы, сопровождающие переход к новому обществу, происходили как до большевистского переворота в России (в Англии, Фран-ции, Германии, Японии), так и после него (в Турции, Испании, Египте, Иране). Но именно в России этот катаклизм принял наи-более радикальный и длительный характер, даже по сравнению с крайностями азиатских -- китайской и вьетнамской или кампу-чийской - революций. Одна из основных причин такой специ-фики состоит в том, что на этом огромном геокультурном про-странстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной ре-гуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

Конечно, в Российской империи, как и в других странах, были важны внешние причины, поставившие под сомнение сохране-ние внешнего порядка. Военные поражения, понесенные Рос-сией на Востоке и на Западе, были несомненными признаками эфемерности огромной империи. Как и повсюду, насущная потребность в модернизации вызвала острые социальные противоречия. Сочетание этих факторов уже было достаточно для революции. Но если в нормальных вариантах революции вскоре за-вершались поражением и «реакцией», то Россия стала не только первой и ведущей страной торжествующей революции. В ней она продержалась дольше, чем где бы то ни было.

Социокультурное формирование советского общества

Как в политико-экономическом, так и в социокультурном отношении коммунистический режим уже после победы в граж-данской войне в полной мере столкнулся с жестким выбором: либо допустить в той или иной степени частную собственность, хозяйственную многоукладность и капиталистическое производ-ство, а значит и элементы плюрализма в политической и духов-ной жизни, либо создать новую тотальную систему регуляции. Краткий период НЭПа был отмечен продолжающейся конфрон-тацией двух общественных сил и «двух культур». Однако допуще-ние культурного (в том числе научного и художественного) плю-рализма, даже в рамках политической диктатуры коммунистичес-кой партии и идеологической монополии российского марксизма (Плеханов, Ленин и некоторые из его сподвижников) и постоян-ного директивного и организационного вмешательства комму-нистической партии в культурную деятельность, породило в 20-х гг. разнообразную и интенсивную духовную жизнь. Ленинский вариант культурной революции как этапа, следующего за побе-дой в политической борьбе, был направлен на длительную, рас-считанную на десятилетия, работу по внедрению «культурности» в широкие массы. Это предполагало широкую просветительскую работу, ликвидацию неграмотности, развитие начального обуче-ния, распространение научных и технических знаний, создание «новой» интеллигенции.

Важнейшая задача состояла во внедрении в массы простей-ших навыков культуры труда и «социалистического» образа жиз-ни, но общая цель ленинской программы представала как соеди-нение «победоносной пролетарской революции с буржуазной куль-турой». Характерно, что именно западная буржуазная культура в ранний период признавалась официально более приемлемой как носительница научно-технического прогресса, а до определен-ных пределов и воплощением демократических тенденций, очигом передовой общественной мысли, вершиной и завершением которой был марксизм. Поэтому в 20 - х гг. существовало терпимое отношение к авангардному искусству Запада, зачастую выступавшему как отрицание «буржуазности». Особенно активная борьба велась против религии, превратившаяся в интенсивную официальную кампанию по насаждению атеизма. Однако, по су-ществу, атеизм стал превращаться в новую квазирелигию, осно-ванную на идее «исторической необходимости» как Сверхзакона, управляющего движением природы, общества и человека. Задача индивида, согласно «научному коммунизму», заключается в том, чтобы понять эту необходимость и через свою деятельность под-ключиться к ее реализации, конечной целью которой было созда-ние «гармоничного общества», в котором индивид сливался с обществом.

С 30-х гг. происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с «капиталисти-ческим окружением» и «построения социализма в отдельно взя-той стране» на основе внутренних сил. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-по-литическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры ста-новится формирование «социалистической культуры», предпосыл-кой чего стали беспощадные репрессии по отношению к различ-ным слоям населения, особенно интеллигенции, и установление жесткого тоталитарного режима. Во всех сферах жизни общества были проведены кампании «чисток», в результате которых на производстве, в органах управления, системе образования, в на-учно-исследовательских учреждениях были изгнаны и подверглись репрессиям множество людей, заподозренные в «отходе от пра-вильной линии». В культурной жизни проводился жесткий «клас-совый», а по существу «партийно-директивный» отбор допусти-мых и рекомендуемых произведений. Был взят курс на подрыв и уничтожение русской крестьянской и национально-патриотичес-кой культуры. Такая же политика осуществлялась и в националь-ных республиках.

Важнейшим идейным и организационным инструментом уст-ранения социальных противоречий из социальной и культурной жизни стал принцип классовой борьбы. Этот принцип утверж-дался всей системой идеологии и партийной пропаганды как «объ-ективно-исторический» и в соответствии с ним переосмыслялась вся мировая история и жизнь советского общества. Классовый подход означал изъятие из духовного обращения (нередко с реп-рессивными «оргвыводами») идей, представлений, ценностей, расходящихся с официально признанными и утвержденными в масштабах всего общества. Это означало зачастую нагнетание атмосферы «политической бдительности», подозрительности, поиск «внутренних врагов», «беспощадную критику буржуазной идео-логии».

В конце 30-х гг. эти установки привели к включению меха-низма «большого террора», в ходе которого официальные инсти-туты культуры приобрели репрессивные и карательные функции и превращены в средство насаждения единомыслия и беспрекос-ловного повиновения воле высшего руководства.

Но после осуществления этих негативных предпосылок «куль-турной революции» -- и наряду с ними -- выдвигались и задачи «культурного строительства» для созидания принципиально ино-го строя, меняющего все измерения народного бытия.

Советская система как цивилизация

Цивилизационный анализ советского общества во многом за-темнен обстоятельствами генезиса его духовной основы -- марк-сизма. Народившись в типично европейских условиях, марксист-ское учение неизменно рассматривалось его приверженцами как конечное духовное достижение наивысшей всеобщности, но уже отжившей западной цивилизации -- капитализма, которая должна быть превзойдена обществом нового типа. Отсчет всей истории марксизма шел, начиная с его европейского зарождения. Однако в переходе с Запада на Восток марксизм перестал быть идейно-критическим коррелятом западной цивилизации, отражением ее способности к устойчивой -- и плюралистической -- саморегуля-ции. Проведенный через ленинскую интерпретацию, марксизм стал духовным стержнем антизападной цивилизационной системы. Ко-нечно, коммунизм был не только русским явлением. В 40--60-х гг. XX столетия он распространился на различные страны всех конти-нентов земного шара. Тем не менее Россия стала стержнем и яд-ром той мировой системы, которая стремилась к утверждению коммунизма. По словам Н.Бердяева, «коммунизм оказался неот-вратимой судьбой России». Опираясь на Н. Бердяева, можно выделить следующие общие принципы и ценности, создающие облик коммунизма как цивилизации:

ограничение экономических отношений, основанных на рынке и частной собственности (капитализм), и замещение их коммунистическими отношениями (социализм);

ограничение права как сферы, не зависимой от политики и идеологии, в пользу совокупной власти советов и партии;

ограничение содержательного присутствия западной куль-туры с ее принципами личностного развития, свободной иници-ативы, личной ответственности, плюрализма и дифференциации различных сфер жизни в пользу коллективизма и целостной ор-ганизации жизни;

вытеснение христианства и других религий, основанных на теистических принципах и отношении человека к Богу, в пользу деперсонализованной атеистической веры во всеобщий истори-ческий процесс (или историческую необходимость), обеспечиваю-щий неизбежность коллективного спасения для избранного на-рода -- рабочего класса, организуемого и направляемого комму-нистической партией.

Устранение теистических религий в пользу научного атеизма вело фактически к отказу от идеи и символики личного Бога. Взамен утверждалась вера в трансцендентный деперсонифицированный Сверхзакон, управляющий судьбами человека, обще-ства и природы. Европейская и прежняя русская культуры про-должали присутствовать, но подвергались жесткой идеологичес-кой реинтерпретации, локализовавшей ее во времени и простран-стве через принцип историзма. Заимствовались идеи и образы античной, ренессансной или классической культуры Европы как идеального воплощения красоты, любви, мужества, гармонии - при затушевывании трагических мотивов этой культуры или их списании за счет социальных конфликтов. Трагические или кри-тические сюжеты отводились на долю «предысторического» про-шлого или «неразвитости общества», еще не включенного в про-грессивное движение.

В национальной сфере перспектива состояла в унификации всех больших и малых народностей в «единый советский народ». Этнические различия допускались лишь во второстепенных сфе-рах: народное искусство, фольклор, промыслы, одежда, еда, фор-ма быта. Тот же курс проводился и в отношении социальных и территориальных субкультур, подчиненных унифицирующему воздействию идеологии, школы, художественной культуры соцре-ализма, масс-медиа и т.д. Особенное значение придавалось уни-фикации языкового общения на основе «генерализованного» рус-ского языка.

В результате советская система в своих смыслах и ценностях воспроизводилась как прежде всего универсализованное (а не локальное), незападное и даже антизападное образование. «Идейная непримиримость» и противостояние утверждались даже тогда, когда уже были признаны, казалось бы, принципы мирного сосуществования и даже сотрудничества.



Страницы: [1] | 2 |







 
Показывать только:


Портфель:
Выбранных работ  


Рубрики по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З
И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч
Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

 

Ключевые слова страницы: Особенности трансформации российской культуры | контрольная работа

СтудентБанк.ру © 2015 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.
Лучшие лицензионные казино с выводом денег